home page
Северсталь
УАЗ
Isuzu Motors
ВАЗ-2109
ВАЗ-2101
ВАЗ-2106 («Lada»)
ВАЗ 2121 «Нива»
Лада Калина (Lada Kalina)
АвтоВАЗ
GM-АвтоВАЗ
«Ока»
«Неман»
Неман-52012
«Волга»
"Волга" ГАЗ-24
Волга" ГАЗ-24-10
Волга ГАЗ-31029
Волга ГАЗ-31105
ГАЗ-34039К (Ирбис)
Гусеничный транспортер
Автомобиль амфибия ГАЗ-3937
ГАЗ-46
ГАЗ-51
Автомобиль "Газ-66"
ГАЗ-69
ГАЗ-А
ГАЗ-А-Аэро
«Победа»







































































































































































 
«Волга» — советский легковой автомобиль, производившийся на Горьковском автомобильном заводе. Обозначение модели — ГАЗ-М-21, позднее (с 1965 года) - ГАЗ-21.

С 1946 года ГАЗ выпускал легковой автомобиль ГАЗ-М-20 "Победа". На момент начала производства, "Победа" отличалась современной конструкцией и передовым дизайном, однако, к началу пятидесятых годов она выглядела однозначно устарело, агрегатная часть так же отстала от уровня мировых лидеров. В 1948 году специалисты НАМИ Ю.Долматовский и Л.Терентьева предложили свой вариант рестайлинга "Победы", предполагавший осовоение кузова "седан" с четко выраженными тремя объемами (вместо двухобъемного фастбек-седана), изменения во внешнем оформлении, салоне. В готовом виде автомобиль напоминал внешне американский Kaizer 1948 года - трехобъемный седан с четким разделением объемов и ярко выраженным понтоном. Однако, это предложение не было принято к производству.

Позднее, с 1951 года, началась разработка непосредственно на ГАЗе автомобиля под обозначением ГАЗ-М-21 "Победа-II" (ген. конструктор - А. Липгарт, позднее - В. Соловьев. Образец был доведен до готового гипсового макета, внешне напоминающего серийный ГАЗ-12 ЗиМ. Однако, сам ЗиМ к этому времени считался уставревшим, поэтому проект "Победы" второго поколения принят к производству не был.

Разработка
С 1952 года велась параллельная работа над двумя независимыми проектами ГАЗ-М-21 под девизами "Звезда" (Д. Вильямс) и "Волга" [2] (Л. Еремеев). К 1953 году были готовы макеты обеих машин. Более перспективным был проект Вильямса, но "Волга" Долматовского была ближе к производственным реалиям и выглядела более традиционно, и, в конечном итоге, работа была продолжена именно над ней. С 1953 года генеральным конструктором назначен А. Невзоров. В ходе проектирования был широко использован опыт зарубежных производителей, преимущественно американских, закупались и исследовались образцы автомобилей, таких, как Ford Mainline, Plymouth Savoy или Chevrolet Deluxe, некоторые их черты легко читаются в "Волге", особенно в конструкции кузова, дизайне и оборудовании салона, но неверно утверждать, что "Волга" имела какой-либо конкретный зарубежный прототип. Дизайн же "Волги" определенно разрабатывался независимо, причем был на 1953 год передовым. Для машины разрабатывался совершенно новый двигатель - верхнеклапанный, с полусферическими камерами сгорания и цепным приводом распредвала (позднее его так и не смогли довести до должного уровня надежности), впервые в практике отечественного автомобилестроения - автоматическая коробка передач (коробку с ручным переключением от "Победы" на первом этапе хотели оставить только на такси), на основе передовых конструкторских решений ЗиМа разрабатывался современный бесшумный гипоидный задний мост, карданная передача с промежуточной опорой и т.д. Оригинальным техническим решением была ЦСС - Централизованная Система Смазки узлов шасси - специальная система трубок, при помощи которой водитель смазывал все трущиеся пары путем нажатия на педальку в салоне, а не шприцевания в яме - аналогичная система применялась на довоенных дорогих автомобилях "Татра" и БМВ. Однако, довести систему "до ума" ГАЗовцы так и не смогли.

В 1955 году были готовы ходовые прототипы, три из них были отправлены на всесторонние испытания совместно с автомобилями иностранного производства, в испытаниях участвовали три "Волги" - синяя, белая и красная, из них одна с механической коробкой. На этот момент "Волга" имела решетку радиатора в виде штампованного листа с различным количеством (от 10 до 16) вертикальных прорезей, и выглядела в целом аналогично "второй серии". Однако, в серию машина пошла (в 1956 году) в другом, более традиционном, варианте оформления[3] - решетка радиатора состояла, как на "Победе"[4], из трех горизонтальных пухлых брусьев , на краях нижнего располагались поворотники, в его центре находилась звезда в круглом медальоне. Существует легенда, что подобное оформление возникло из-за того, что исходный вариант не понравился на просмотре в Кремле после испытаний маршалу Жукову (по другой версии легенды - товарищу Булганину), и машине, чтобы "протолкнуть" ее в серию, решили за счет звезды на решетке радиатора придать ярко выраженную партийную ориентацию.

История выпуска
10 октября 1956 года с конвейера сошли первые "Волги". Но еще до июня 1957 года машина выпускалась с форсированным двигателем от "Победы" (65 л.с.) - всего 1100 машин. летом 1957 года был наконец-то готов собственный двигатель ЗМЗ-21 - 2,445 л., 70 л.с. - верхнеклапанный, с мокрыми гильзами, нижним распредвалом, клиновыми камерами сгорания и клапанным механизмом OHV. В модернизированном виде этот двигатель существует до сих пор как ЗМЗ-402, а сам ЗМЗ-21 производства Ульянского Моторного Завода в практически неизменном виде ставился на автомобили УАЗ до середины 1990-х годов. И все равно, по своим техническим характеристикам он уступал двигателю ГАЗ-11 еще довоенной модернизированной "Эмки" [5] ГАЗ-11-73 с шестицилиндровым двигателем в 75 л.с. - шестицилиндровую линию автомобилей ГАЗ не стал развивать из-за соображений повышения топливной экономии и отсутствия необходимости для "народного хозяйства" таких динамичных автомобилей.

С 1956 по ноябрь 1958 года выпускалась так называемая "первая серия" ГАЗ-М-21, "со звездой", всего - чуть более 30 тысяч машин всех модификаций. Основные модфикации: ГАЗ-М-21Г - с форсированным двигателем от "Победы", ГАЗ-М-21В - серийная с двигателем 2,445 л., ГАЗ-М-21 - двигатель 2,445 л. и АКПП, ГАЗ-М-21А - такси на базе ГАЗ-М-21В, ГАЗ-М-21Д - экспортная (двигатель 80 л.с.), дополнительные хромовые элементы отделки.[6]

Модернизация 1958 года - в народе решетку этого вида прозвали "акулья пасть".В конце 1958 года автомобиль был первый раз модернизирован - изменилась форма крыльев в пользу увеличения колесных арок, внешнее оформление стало в целом повторять внешний вид одного из прототипов 1955 года (с 16 прорезями решетки радиатора). Именно модификация 1958 года получила Гран-При на автосалоне в Брюсселе, однако, более детальное изучение фактов показывает, что, во-первых, получила Гран-При не только "Волга", а весь советский стенд, а во-вторых - стенд получил Гран-При в категории "за оформление экспозиции", а названия ГАЗовских машин впечатаны в оригинал позднее русским шрифтом. Модернизация механической "начинки" произошла в 1960 году - машина получила современную проводку с "минусом" на массе (до этого на массе был "плюс"), панель приборов с обитой замшей (позднее - кожзамом) верхней частью (чтобы не бликовала на солнце), ЦСС убрали, внесли прочие изменения. Автомобили выпуска конца 1958 года принято называть переходными, а выпуск 1959-62 годов - "второй серией". Основные модификации: ГАЗ-М-21И - базовый седан, ГАЗ-М-21 - версия с АКПП (насколько известно, очень ограниченный выпуск по спецзаказу), ГАЗ-М-21К - экспортная (двигатель 80 л.с., дополнительные хромовые элементы отделки), ГАЗ-М-21А - такси, всего около 140 тысяч машин всех модификаций. ГАЗ-М-21 второй серии была представлена на экспортном рынке и имела на нем ограниченный успех.

Третья серия - 1962-70 г.г. - "китовый ус", наиболее привычный вид ГАЗ-21.К 1962 модельному году машины была снова модернизирована, на этот раз - более радикально - "третья серия", наиболее распространенная. Полностью изменилось внешнее оформление (в частности, новая решетка радиатора "китовый ус", бампера без клыков с горизонатльным членением на две полвоины - нижняя окрашена в цвет кузова, с капота исчез олень [7] - вообще, общая идея "Волги" 1962 года - меньше хрома, больше красоты линий), двигатель стал мощнее (75 л.с.), рычажные амортизаторы заменены на телескопические, из производственной программы была убрана версия с АКПП, прочие изменения. В том же 1962 году освоены: универсал ГАЗ-22[8] (сначала выпускался в варианте оформления второй серии), на его базе выпускалась карета скорой помощи, и машина сопровождения (т.н. "быстроходная модификация", "догонялка") ГАЗ-М-23 с двигателем и автоматической коробкой передач от лимузина "Чайка" ГАЗ-13 (V8, 5,53 л., 160, позднее 195 л.с.) и усиленными кузовом и ходовой частью, которая выпускалась впоследствии в крайне ограниченных количествах для нужд КГБ и других силовых ведомств. Фургон ГАЗ-22А, созданый в 1961 году в серию не пошел. Модификации (основные): базовый седан - ГАЗ-М-21Л, экспортный - ГАЗ-М-21М, ГАЗ-21Т - такси, всего - около 470 тыс. штук (всего машин третьей серии до 1970 года).

В 1965 году автомобиль был в последний раз модернизирован (незначительно), - улучшено отопление салона, минимально изменено внешнее оформление. Сменилось обозначение модели на просто ГАЗ-21, основные модификации тоже изменили названия: ГАЗ-21Р - базовая, ГАЗ-21С - экспортная (85 л.с.), ГАЗ-21УС - с улучшенным оформлением для внутреннего рынка (75 л.с.), ГАЗ-21ТС - такси. В таком виде машина выпускалась до 15 июля 1970 года (с 1968 года - параллельно с производством новой "Волги" ГАЗ-24), последним сошедшим с конвейера автомобилем был антрацитовый ГАЗ-21УС.

Так же, на заводе создавались опытные модификации "Волги" с форкамерным зажиганием, системой электронного впрыска топлива, полноприводные (на базе универсала), и т.д.

Характерные особенности

Памятная многим решетка радиатора "китовый ус"."Волга" была крупным, по европейским меркам, автомобилем с высокой комфортабельностью. Дизайн ГАЗ-21 вошел во все отечественные и некоторые мировые учебники по дизайну. К сожалению, для "Волги" были характерны и отдельные недостатки - архаичная даже по тем временам конструкция шкворневой передней подвески, относительно слабый двигатель, отдельные просчеты в области эргономики и конструкции отдельных узлов (скажем, трансмиссионного стояночного тормоза - откровенно неудачной конструкции). В целом, ГАЗ-21 характеризуется прочной конструкцией кузова, высоким качеством изготовления и антикорозийной обработки, надежной механикой и стильным внешним видом. Многие экземпляры находятся на ходу до настоящего времени, однако, многие из них используют неродные детали - преимущественно, от УАЗов и более поздних автомобилей "Волга".

экспортная версия ГАЗ-21 с дополнительным хромовым декором. Во внешнем облике можно подметить красивый профиль с плавно ниспадающей линией боковины, обилие хромового декора (особенно на экспортных версиях и версиях с улучшенным оформлением). Салон был типичен для автомобилей 1950х годов - диван спереди, металлическая панель приборов, рычаг управления коробкой передач по традиции тех лет располагался над рулевой колонкой - на ВСЕХ автомобилях, кроме редкой праворульной версии - у нее просто не смогли сделать управление коробкой передач на руле с места водителя справа.

ГАЗ-21 в культуре

Наши дни. Переделанная "Волга" ГАЗ-21, совмещающая признаки второй и третьей серий. Ha капотe олень "Волга" выпускалась на протяжении огромного времени - целой эпохи в истории страны. "Волгу" можно увидеть практически во всех советских фильмах с самого 1956 года, наиболее известный, в котором ГАЗ-21 выступае практически в роли героя -"Берегись автомобиля". В настоящее время, ГАЗ-21 используется в фильмах, музыкальных клипах и рекламах. Так же, ГАЗ-21 - излюбленная основа для творчества любителей хотроддинга. ГАЗ-21 считается классическим автомобилем-олдтаймером, а ранние и редкие модификации ценятся как коллекционные автомобили, хотя большое число машин до сих пор находится в повседневной эксплуатации, а большое количество выпущенных экземпляров делает коллекционность большинства версий "Волги" достаточно сомнительной. По всей стране и за рубежом существуют клубы любителей старой "Волги".

Мифы и легенды

Кадр из фильма "Берегись автомобиля"
Путин с Президентом США Джорджем Бушем в автомобиле "Вола" ГАЗ-21.ГАЗ-21 - легендарный автомобиль, и, соответственно, он оброс большим количеством мифов и легенд. Наиболее распространенные из них попытаемся развеять.

Толщина кузовного железа: на самом деле, она не превышает 1,2 мм, 2 мм - для силовых элементов; действительно, больше, чем на современных машинах, но очень ненамного.
Луженый кузов - на самом деле, полностью луженых "Волг" (как и "Побед" и т.д.) не существовало. На ранних выпусках олово использовалось вместо шпатлевки для заполнения крупных неровностей кузовных панелей, так же, олово иногда использовалось при ремонте.
"Переходная версия" с агрегатами ГАЗ-24 - чистой воды миф, придуман продавцами для продажи "модернизированных" владельцами автомобилей.
Большая редкость, коллекционная и денежная ценность каждого экземпляра "Волги" - на самом деле, действительно редкими и ценными являются только машины первой и, отчасти, второй серий, и только в хорошем техническом состоянии с в основном родными агрегатами и - главное - внешней отделкой, а так же специфические редкие модификации вроде универсала (ценен сам кузов) или ГАЗ-23. Автомобили третьего выпуска широко распространены, поэтому ценятся только в идеальном или близком к идеальному состоянии. Машины с существенными изменениями в конструкции особой коллекционной ценности не имеют и используются обычно для повседневной езды.
 ГАЗель | МАЗ 103 | МАЗ-103Т | МАЗ-171 | ЗИЛ-131 | ЗИЛ-134 | ЗИЛ-135ЛМ  |ЗИЛ-157 | ЗИЛ-2906  | ЗИЛ-41047 |
ЗИЛ-49061
Hosted by uCoz